05-03-2019
Сцепление - причины поломок и их особенности

Сцепление - причины поломок и их особенности

В новых автомобилях с МКПП стоит стандартное сцепление на 1 диск. Это простой механизм из двух дисков (корзина и ведомый), выжимного подшипника и привода. В тако исполнении первичный вал КПП входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а все поверхности - маховика, нажимного диска корзины и накладок ведомого диска плотно прилегают. Это позволяет сцеплению спокойно передать всю мощность на КПП без вреда узлам.

При нажатии на сцепление выжимной подшипник давит на пружины корзины и поверхности дисков разъединяются. Первичный вал отключается от махивика и мотор физически отключается от КПП чтобы водитель мог переключить передачу. Как только педаль ослабляется - выжимной подшипник снижает давление на пружины, диски смыкаются а демпферные пружины ведомого диска гасят колебания от движения.

Если сцепление работает нормально - оно не издает посторонних звуков и не влияет на езду, но при малейшей поломке водитель сразу почувствует разницу при переключении скоростей.

Проблемы сцепления

Неполное выключение сцепления. На языке водителей сцепление «ведёт» - поверхности маховика и дисков не размыкаются полностью, передачи переключаются с хрустом и треском синхронизатора, коробка начитает "грызть" сама себя.купить диск сцепления

Пробуксовка сцепления. Это обратная ситуация - сцепление не включается до конца, поверхности маховика и дисков неплотно прилегают и проскальзывают, появляется запах горелых фрикционных накладок. При попытке резко разогнаться коленвал просто работает вхолостую и на колеса передается только часть оборотов до тех пор, пока износ поверхностей не будет критическим.

Причины поломок сцепления

Зачастую любая поломка имеет предварительный список признаков и связанных событий, а для выяснения причины достаточно разобраться в ситуации внимательно. К примеру, пробуксовка сцепления возникает из-за сильного износа на больших пробегах - фрикционные накладки ведомого диска стерлись, а рабочие поверхности корзины и маховика уже выработали ресурс.

Чаще всего водители просто "сжигают" сцепление по неопытности или от сильных перегрузок. Пример - выезды «враскачку» на бездорожье или в снегу, резкие старты "газ в пол". Сюда же относится долгое удержание сцепления не полностью включенным для мягкого старта.

Проблемы возникают и при неисправном выжимном подшипнике, который «грызет» лепестки корзины. Обычно их легко заметить: на холостом ходу появляются посторонние звуки около КПП, при нажатии педали всё стихает. На поврежденном подшипнике нельзя долго ездить - он способен повредить не только лепестки, но и саму корзину до неремонтного состояния.

Вибрации при старте возникают при ослаблении демпферных пружин ведомого диска или расслоении фрикционных накладок.

Нестандартные поломки сцепления

Через пару месяцев после покупки авто сцепление начало буксовать, машина не трогается с места. Проблема не в ведомом диске - он может быть абсолютно новым и целым, а вот поверхности корзины и маховика могут быть изношены до предела. В этом случае диск будет контактировать с ними толь в паре точек, но не прижиматься полностью. Ремонт такой поломки скорее всего невозможен и потребует замены запчастей.

Если на корзине есть следы перегрева - они видны по синему цвету рабочей поверхности, а внутри КПП могут быть куски скарых фрикционных накладок диска истертые в порошок. Такие остатки говорят о том, что сцепление «сожгли», но вместо замены узла в сборе был установлен самый дешевый ведомый диск с расчетом на "продать пока ездит".

Когда сцепление начало сильно буксовать - после вскрытия не обязательно будут следы выработки на маховике, корзине и накладках диска. Но есть шанс увидеть моторное масло, которое просочилост в сцепление через поврежденный задний сальник коленвала. Под машиной можно обнаружить капли масла, но учитывая стоимость ремонта КПП многие откладывают его «до лучших времён». В итоге лучшие времена не наступают, зато приходится платить за работу на СТО, замену сальника и менять ведомый диск.

Самый нестандартный случай - при переключении передач со стороны коробки при попытке отпустить сцепление слышны посторонние шумы даже при выключенной передаче. Это вызвано редкой поломкой: центральная часть ведомого диска проворачивалась относительно остального диска. При этом первичный вал мог оставаться без движения, а прижатые корзиной и маховиком накладки ведомого диска вращались на инерции или от передаточного усилия. Переключение передач при такой поломке невозможно, а проблема возникает после рывков и стартов в гору - диск просто срывает со шлицами.купить корзину сцепления

Профилактика проблем сцепления

Для нормальной эксплуатации сцепления достаточно следовать паре простых правил:

  • следить за правильной регулировкой, иначе сцепление может как «вести», так и «буксовать»
  • нельзя интенсивно и долго буксовать в снегу или грязи
  • нельзя резко стартовать
  • не пытайтесь переключать передачи при не полностью выжатой педали
  • не держите педаль в полувыжатом состоянии
  • не пытайтесь дотащить на буксире автомобиль гораздо большей массы