28-05-2019
Заправка автомобиля газом. Преимущества и недостатки.

Заправка автомобиля газом. Преимущества и недостатки.

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) - серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. Однако многие автовладельцы решаются на такой шаг, не боясь даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине. Мы выслушали мнения экспертов, работников автосервисов, пользователей и определили преимущества и недостатки заправки автомобиля газом.

Плюсы и минусы ГБО

Преимущества ГБО

Газ - наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженном пропан-бутане. К сожалению, сжатый природный метан не очень популярен, в первую очередь изза неразвитой инфраструктуры заправок. Зато установок со сжиженным газом хватает - можно безбоязненно пускаться в далекие путешествия. Основная причина перехода на газ - финансовая выгода. В прошлые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недорогими, а пропан-бутан стоил втрое меньше, чем бензин.

Сейчас ситуация другая. Чтобы подсоединить газовую систему питания к современному двигателю необходимы совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вместе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному подорожанию комплектов.

Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить как и раньше можно, но для А92 этот предел фактически пройден. Сейчас цена газа составляет приблизительно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится приблизительно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не придется.

Недостатки ГБО

Обычно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех надлежащих документов от автосервиса (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в автомобиле другой топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство - длинное и с непредсказуемым результатом. Поэтому владельцы новых авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение - машины, оборудованые ГБО на заводе или в компании, которая сотрудничает с производителем. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике.

Второй весомый аргумент против - громоздкий баллон. Разместить его без вреда для практичности невозможно. Он сразу вытеснит с законного места запаску: придется перенести ее в багажник или оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, все зависит от конкретной модели. Например, владельцам "Логанов" первого поколения с нераскладными задними сидениями терять нечего. К тому же владельцам внедорожников установщики предлагают огромное количество вариантов размещения баллона:установка гбо

  • большой цилиндрический - не только вдоль заднего сидения, но и на боковой стенке,
  • менее объемный - под днищем,
  • тороидальные - два на полу.

В последнем случае над ними настилают фальшпол на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это небольшая потеря.

У владельцев легковушек выбор всего из двух вариантов размещения баллонов. Хотя иногда встречается эксклюзив в виде небольших емкостей вдоль борта или обоих бортов.

Еще один нюанс - доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, однако проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом больших сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети сетования на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

Мифы о ГБО

Больше всего опасений связано с состоянием двигателя, переведенного на газ. Один из самых частых аргументов - вероятность прогорания клапанов от повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильное и тщательное регулирование оборудования сводит риск на нет. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их специально заточенными под газ. Кстати, на газ переводят и современные моторы с надувом - и ничего, живут.

Среди очевидных плюсов - чистое горение газа, который уменьшает количество отложений в цилиндрах. Правда, это не повод вдвое увеличивать интервалы замены масла и фильтров. Кстати, ГБО тоже требует периодического обслуживания. Раз в 10 тысяч километров установщики приглашают на замену фильтров. Стоимость во всех стандартна, некоторые конторы делают первое ТО бесплатно.

Взрывоопасность ГБО не больше, чем миф. Стенки баллона намного толще, чем у бензобака, и выдерживают значительные нагрузки, как ударные, так и температурные. При утечке газа в современных системах четыре аварийных клапана среагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали или банальную остановку двигателя - и подача газа прекратится. Кроме того, закачивание пропан-бутана прерывается при заполнении баллона на 80%. Этот запас - на случай расширения газа от нагревания. Но халтурная установка или небрежность при эксплуатации способны убить все старания инженеров.