31-05-2019
Тускнеют фары - причины, последствия и как с этим бороться?

Тускнеют фары - причины, последствия и как с этим бороться?

Рано или поздно каждый автомобилист сталкивается с помутнением фар. Данный процесс почти неотвратим и может очень усложнить управление автомобилем, особенно в вечернее время. Давайте разберемся в возможных причинах.

Почему тускнеют фары, как их восстановить?

Банальнее всего - фары не отрегулированы и светят не в том направлении, что нужно. Часто даже бывает, что владелец автомобиля не подозревает о такой проблеме. Например, на стоянке кто-то неаккуратно разворачивался и толкнул ваш автомобиль в бампер. Если бампер пластиковый, то после деформации он вернет свою форму, и снаружи каких повреждений не останется. Но панель, на которой смонтированная фара, могла слегка согнуться. В результате этого направление света от фары сместилось. Проверить это можно с помощью прибора или даже "на глаз", подъехав к стене в темное время.

Если в фарах установлены обычные галогенные лампы, то они могут плохо светить через недостаточное напряжение. Причиной может быть плохой контакт в электрических соединениях или плохой работе генератора. Номинальный световой поток автомобильные лампы отдают при напряжении 14,0 вольт, невзирая на известные всем автомобильные 12 вольт. Нормой для напряжения бортовой сети автомобиля является напряжение 13,8 - 14,2 вольт, а на контактах включенной лампы напряжение не должно отличаться в меньшую сторону больше, чем на 0,2 - 0,3 вольт. Или для исправного генератора должно быть не менее 13,5 вольт при оборотах двигателя больше 2000 о/мин. Если меньше, то необходимо искать повреждения контакта.

Многих автомобилистов, не разобравшись в причине проблемы, устанавливают более мощные лампы. Это может ухудшить ситуацию, место плохого контакта будет разогреваться, может оплавиться или даже вспыхнуть от повышенного тока.

Фара эксплуатировалась без герметичной крышки и внутрь попала влага, пыль.

Частицы пыли, грязи, капли воды не только образуют микротрещины, но и могут вызывать облущивание алюминиевой амальгамы, что укрывает отражатель. Также они часть светового потока поглощают, а другую часть - рассеют в разные бокиВ такому случаю "лечить" фару нет смысла, единственный выход - это замена на новую.

Помутнение стекла фары.

Это, по-видимому, самая распространенная на сегодня причина тусклости света от фар, потому остановимся на ней детальнее.

В процессе эксплуатации стекла фары постепенно мутнеют. Внешняя поверхность стекла фары постоянно контактирует с песком, грязью, которые оставляют царапины и трещины. Эти дефекты исполняют роль призм и линз, которые фокусируют и рассеют свет в разные стороны, но не на дорогу. Похожее явление мы наблюдаем, когда ночью смотрим сквозь лобовое стекло старого автомобиля.

Что делать со стеклом фары, если оно на вид непрозрачное?

Во-первых, обратить внимание на материал стекла фар. Они бывают из обычного силикатного стекла и из прозрачного поликарбоната. Стеклянные фары устанавливали раньше на старых автомобилях, и в некоторых из них стекло можно заменить.

Другая ситуация с автомобилями, выпущенными не больше 8 - 10 лет назад. Приблизительно в это время (в США раньше) практически все автопроизводители перестали применять обычное стекло и заменили его прозрачным поликарбонатом.

Сравнивая физические параметры стекла и поликарбоната, лишь в одной характеристике последний откровенно хуже стекла. Стекло - это один из самых твердых материалов на земле. Оно уступает по твердости лишь алмазу, некоторым твердым камням и некоторым видам керамики. Поэтому стеклянные фары в течение долгих лет остаются прозрачными, медленно сдавая свои позиции.

А что же поликарбонат? Он, как и все пластмассы, мягкий. Поэтому легко царапается всем, что лежит на дороге, а особенно - песком.

Конечно, конструкторы нашли способ продлить жизнь фарам. Стекло из поликарбоната имеет защитное твердое покрытие, похоже на лак, нанесенный на кузов автомобиля поверх краски. Оно должно защищать поликарбонат от износа, но в реальности не все так радужно. Такие покрытия рассчитаны на чистые европейские дороги, а не на наши, так называемые "автомагистрали".

Что делать, чтобы фары не тускнели?

Ставить более мощные лампы - не выход. Менять - возможно, но фары современных автомобилей напиханы всякими усовершенствованиями и даже исполнительными механизмами с электроникой. Цена достигает нескольких тысяч евро.

Рецепт простой: периодически полировать. Снимая небольшой верхний слой укрепленного покрытия на толщину мелких царапин, мы в значительной степени обновляем оптические свойства стекла. Но здесь есть свои тонкости.

Основная беда - тонкий слой лака. Если полировать не той насадкой или пастой, или перестараться, то покрытие протрется насквозь к мягкой сердцевине. Если фара полируется уже не первый раз и лак местами окажется совсем стертым, то на грани лака свет будет рассеиваться, а обнаженный поликарбонат износится в десятки раз быстрее.

Фару выбрасывать? По-видимому, можно еще продлить ей жизнь. Во-первых, придется уже другими материалами снять остатки фабричного лака. Потом заполировать новым лаком, сделав однородную поверхность. Можно оставить ее без защитного покрытия, но лучше нанести новый слой лака на подготовленную поверхность.

В странах северной Африки, а особенно в богатых странах Аравийского полуострова, где ветер гонит на дороги из пустыни целые песчаные тучи, многие автовладельцы закрывают прозрачной пленкой части кузова своих автомобилей. Это капот, передние крылья, пороги. Иногда еще задние крылья и низ дверей. И обязательно фары.

Этот тип защитного покрытия фар мы рекомендуем и для наших условий эксплуатации. Причем, для фар как после полирования, так и для абсолютно новых фар. Это другая, дополнительная степень защиты, которая имеет свои тонкости.

И опять, тонкость самой пленки - один из основных параметров, которые влияют на защитные свойства. Тонкие 100-микронные дешевые пленки, которые применяются везде, для защиты фар не подходят. Не подходят и твердые пленки из всех видов винила. Дело в том, что защитные свойства пленки определяются ее способностью гасить энергию удара песчинки, оставаясь неповрежденной.

Поэтому пленка не должна быть очень тонкой, чтобы иметь возможность пружинить по толщине. И должна моментально возобновлять свою форму на уровне микрорельефа, чтобы не оставались на поверхности царапины и, как следствие, помутнения.

То есть, чем больше пленка похожа на резину - тем эффективнее она работает. Интуитивно понятно, что толщина в таком случае определяет максимальную силу удара.

Для хрупких стеклянных фар применяют толстые пленки толщиной около миллиметра, а для поликарбоната вполне достаточно пленок толщиной 200 - 400 микрон из алифатического полиуретана.

Этот вовсе не дешевый материал лучше всего отвечает выдвинутым требованиям:

  • Становится упругим, может растягиваться в 4 раза без остаточной деформации.
  • Прочный, поцарапать или проткнуть поверхность сложно.
  • Абсолютно прозрачен для всего спектра видимого света, включая ультрафиолет.
  • Не желтеет как от ультрафиолета, так и от ксеноновых ламп.
  • Имеет свойство возобновлять поврежденную поверхность при нагревании.

А также пленку можно легко заменить в случае необходимости. Если фары защитить таким образом сразу после покупки автомобиля, то автоматически отпадает необходимость их периодически полировать.