03-06-2019
Неисправности ГУР - как выявить и отличить?

Неисправности ГУР - как выявить и отличить?

Гидроусилитель руля - вещь настолько привычная, что многие водители о его наличии даже не догадываются. Между тем, нужно вовремя заметить его назревающую неисправность - иначе руль может заклинить просто на ходу.

Долгая и безотказная работа того или другого узла автомобиля нередко оказывает им медвежью услугу: владелец забывает о необходимости обслуживания и, казалось бы, "вечный" узел вдруг отказывает в наиболее неудобный момент.

Это касается и гидроусилителя руля, которым оснащены почти все автомобили (есть также електро- и електро-гидравлические усилители, но речь сегодня не о них).

Неисправности гидроусилителя

Гидроусилитель снижает усилие, которое водитель должен приложить к рулю для его поворота. Особенно усилитель полезен при вращении руля, когда машина стоит, или неспеша маневрирует, например, при парковке.

Насос гидроусилителя руля - самый сложный узел системы, но при надлежащем присмотре он живет без ремонта дольше рулевого механизма (рулевого рельса).

Признаки неисправностей гидроусилителя руля

Гудение в состоянии спокойствия. Скорее всего, неисправный насос, точнее, износились его подшипники. Обычно их удается поменять.

Гудение (свист) при рулежке. Когда через износ насос начинает терять свою эффективность, он начинает гудеть при нагрузке. В некоторых случаях детали, которые износились, можно заменить, в некоторых вам предложат поменять весь насос. Резкий свист из-под капота при поворотах руля скорее всего свидетельствует об ослаблении натяжения ремня привода насоса или износе его шкивов. Ремень нужно подтянуть или заменить, шкивы - заменить.поломки гур

"Тяжелый" руль. Более серьезная степень износа, насосу нужен капитальный ремонт.

Утечка рабочей жидкости. Определяется за падением уровня жидкости в бачке и по грязным жирным следами на рулевом механизме (рельсе), насосе и соединяющих шлангах. Шланги и сальники заменяются, трещины на корпусе рельса и насоса (редко, но случается) ремонту не подлежат.

"Кипение" рабочей жидкости. Жидкость в бачке не должна пениться и бурлить. Если это имеет место, значит, нужно искать треснувшие шланги и сальники, которые износились. Их нужно быстрее заменить, чтобы не ускорить износ насоса.

Уровень жидкости в бачке гидроусилителя - наиболее доступный метод контроля состояния системы. Отклонение в любую сторону - признак каких-то проблем.

Как можно заметить, часть важных симптомов водитель может зафиксировать сам, но для визуального обзора агрегатов нужна обзорная яма или подъемник. А также - немного квалификации, которая поможет отличить, например, легкое, полностью приемлемое потение от серьезной утечки. Ну и вообще, будет лучше, если за состоянием вашего рулевого управления будут следить профессионалы. Потому каждый раз, когда машина попадает на СТО - просите мастеров осмотреть насос гидроусилителя, рулевой рельс и шарниры тяг.

Собственно, сознательные специалисты на правильной СТО делают это без напоминания.

Следим за жидкостью

Жидкость в системе гидроусилителя руля должна быть не только в достаточном количестве, но и достаточно свежей. Менять ее рекомендуется приблизительно каждые 100 тыс. км пробега или каждые пять лет - конечно, если заводской мануал не называет более строгих цифр.

Специалисты умеют отличать старую жидкость - она имеет резкий едкий запах. Кроме того, на некоторых автомобилях в системе есть фильтр, вместе с жидкостью нужно менять и его.

Не являются неисправностями:

  • Гудение насоса в крайнем положении руля. Это тяжелый режим для гидроусилителя и дольше 5 секунды удерживать так руль нельзя.
  • "Прикуска" руля в центральном положении при быстром переложении его из одного крайнего положения в другое. Производительности насоса может не хватать при энергичном, скоростном рулении, потому усилие на руле в какой-то момент кратковременно (менее секунды) растет. Для гражданских, неспортивных автомобилей это нормально.
  • При движении по трассе на скорости руль становится тяжелым. На многих автомобилях высокого класса это специальная опция, которая помогает водителю избежать случайных подруливаний, опасных на высокой скорости.
  • Если следы масла видно не только на одном из соединений системы гидроусилителя руля, но и на окружающих деталях, сомнений нет: нужен ремонт.

Конструкция рулевого управления с гидроусилителем давно отработана автопроизводителями и потому особых проблем владельцам обычно не доставляет. Но после более-менее значительного пробега (около 100 тыс. км) за системой нужно присматривать. В идеале стоит провести "летнему" гидроусилителю профилактику у профессионалов, которые заменят жидкость, промоют систему и заменят старые уплотнения и шланги. Тогда управление не откажет в дороге, напугав водителя внезапно тяжелым рулем.