10-06-2019
Конструкция и ремонт глушителя.

Конструкция и ремонт глушителя.

В период активного развития автомобильной промышленности само понятие "глушитель" толком не существовало. Автомобилей было мало, они ездили как передвижные вулканы - с дымом, грохотом и распугивали прохожих на 100 метров вокруг. Автоконструкторы почти 3/4 века не обращали на это внимания, потому первый глушитель появился только в 1984 году. Причиной стали мегаполисы с огромным количеством людей. Все они жаловались на шумо по утрам и вечером, особенно если окна выходили на оживленную улицу. Кроме того, рос престиж машин среди жителей городов, глушитель стал необходимой частью автомобилей. Рассмотрим детальнее что же являет собой глушитель и способы его ремонта при повреждении.

Как устроен глушитель

Современный глушитель - довольно сложная система, которая состоит из следующих элементов:

  • Коллектор;
  • Нейтрализатор;
  • Передний глушитель;
  • Задний глушитель.

Коллектор. Неотъемлемая и самая важная часть. Он присоединен к двигателю автомобиля и нужен для выведения смеси отработанных газов в сам глушитель. Коллектор должен выдерживать большие нагрузки от температуры и нагрузки механического типа. В связи с этими условиями материал коллектора должен быть высокопрочным и качественным. В большинстве случаев это чугун или сталь. Кроме того, коллектор должен быть надежно соединен с глушителем чтобы выдержать сильные нагрузки от вибрации.

Нейтрализатор или катализатор. Его функция состоит в снижении воздействия смеси выхлопных газов на окружающую среду. Катализатор являет собой камеру, в которой осуществляется окончательное дожигание всех вредных веществ. Самыми эффективными показали себя катализаторы из благородных металлов: палладия, платины. В связи с неоднородным составом выхлопных газов в системе выхлопа устанавливают многосекционные катализаторы для лучшей очистки.

Передний глушитель. Создан для снижения скорости воздушного потока. Это возможно благодаря системе, в которую входят решетки и отверстия специальной формы. Они направляют поток выхлопных газов, замедляют их и позволяют в итоге снизить шумность всей системы.

Задний глушитель. Имеет шумопоглощающий наполнитель в своем составе и полностью нейтрализирует звук, который возникатет при выбросе выхлопных газов. От качества наполнителя напрямую зависит срок службы глушителя и соответствие нормативам СО.

Исходя из перечисленного можем подвести итог, что глушители разработаны для снижения громкости автомобиля, замедления выхлопных газов и понижения температуры на выходе. И самое важное - для защиты природы от ядовитых веществ, которые образуются в результате работы двигателя.

Из чего сделан глушитель

На разных авто глушители отличаются типами материалов, из которых они изготовлены. Глушители, изготовленные из алюминиевой и нержавеющей стали имеют огромное преимущество по сравнению с обычной черновой сталью:

  • Почти не ржавеют и не меняют цвет за весь срок эксплуатации.
  • Лучше переносят температуры и внешнее давление.
  • Хорошо поглощают шум. Чем качественней глушитель, тем выше степень шумопоглощения.

В нынешних условиях срок службы глушителя очень зависит от качества изготовления и материалов. Модели из черной стали редко служат больше года. В противовес им алюминиевые глушители спокойно могут прослужить 5 лет или даже дольше при умеренной эксплуатации и своевременном ТО. Глушители из нержавейки прослужат немного меньше, но по срокам сопоставимы с алюминием.

Повреждения глушителя

Глушитель может повредиться не зависимо от качества материалов и сборки. Первый признак неполадок глушителя вы заметите сразу - появится громкий шум при движении, резкий запах выхлопных газов в салоне автомобиля, налет копоти под днищем автомобиля. Особенно если сажа покрывает задний бампер и "дуло".

Чаще всего глушитель пробивают камни или удар днищем о препятствия. В итоге гарантированно появится трещина, от нее распространися окисление, ржавчина и характерный звук. Второй причиной поломок является некачественное топливо.

Как ремонтировать глушитель

Лучше всего доверить ремонт специалистам на СТО - у них есть опыт и нужные инструменты для устранения поломок глушителя. Если же он прогорел, то заварить отверстие уже не получится - лучше купить новый глушитель.

Помимо сварки для устранения мелких пробоин используют клей-герметик специально для глушителей. Герметики отличаются по цене и составу, но лучше всего использовать монтажный герметик предназначенная для ремонта мелких участков. В состав такого герметика входят керамические и силиконовые компоненты, которые надежно укрепляют отверстие, выдерживают рабочую температуру глушителя и надолго нейтрализуют повреждение.

На ряду с герметиками для герметизации и ремонта глушителей используют бандажи из стеклоткани, пропитанные специальными веществами, и клеевые ленты. В их состав входят те же компоненты, что и в герметик, но сам процесс на порядок легче - как обмотать провод изолентой. После ремонта бандажами штатный глушитель способен выдержать температурную нагрузку до 1000 градусов.

Важно! Ни герметик, ни бандаж не подойдут для ремонта спортивных глушителей. Нагрузки, давление и температура выхлопных газов в спортивном глушителе значительно выше, потому "гаражные" средства ремонта не справятся с перегрузками такого уровня.

Из трех перечисленных способов самым надежным и капитальным является сварка. С её помощью можно проводить ремонт повреждений любого размера и любой сложности. Герметичность швов будет более качественна и надежна, особенно если выполнена профессиональным мастером.

Как нельзя ремонтировать глушитель

Ремонтники-самоучки - отдельная категория водителей, которые используют народные методы ремонта. Они применяют алюминиевый провод, эпоксидный клей, стекловолокно и прочие подручные средства. Отдельные "кадры" могут додуматься даже до обмотки изолентой. Такой ремонт в лучшем случае позволит отсрочить на пару недель окончательный выход из строя, но покупка нового глушителя - неминуема. Мы категорически не рекомендуем использовать для ремонта "подорожники" по советам горе-ремонтников. В противном случае вас ждет в лучшем случае - покупка новой выхлопной. В худшем - ремонт секции прогоревшего днища.

Итог

Если отремонтировать глушитель не удается, а средств на приобретение нового глушителя нет, или трудно подобрать оригинальный глушитель - можно установить соответствующий по размеру и объему глушитель от другой машины. Он должен быть внешне похож на оригинальный. Последствия установки неоригинального глушителя - быстрый износ, снижение эффективности работы и т.д. в зависимости от качества. Поэтому мы рекомендуем ставить либо оригинал, либо качественный неоригинальный глушитель, но ни в коем случае не дешевый "временный".